Введение временной администрации по управлению кредитной организацией

Основания введения временной администрации. Временная администрация по управлению кредитной организацией является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» назначение временной администрации в кредитную организацию формально связано с наличием определенных оснований, исчерпывающий перечень которых дается в ст. 189.26. Остановимся на каждом из этих оснований подробнее.

1. Кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

Это основание в более жестком варианте повторяет подобное основание для реализации мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Если попытаться провести условную структуризацию оснований для введения временной администрации по управлению кредитной организацией, следует признать, что названный первым в Законе критерий неплатежеспособности кредитной организации является первым и по своей важности. Это связано с тем, что данное обстоятельство может не только послужить поводом для введения временной администрации, но и быть признаком для объявления моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации.

2. Кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 % при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России.

Это основание носит выраженный экономический характер и связано с соблюдением кредитной организацией дисциплины обязательных нормативов, установленных Центральным банком РФ, и требований, предъявляемых к показателям финансовой отчетности кредитной организации как хозяйствующего субъекта (например, снижение собственных средств (капитала) ниже установленного показателя).

Аналогичный подход используется и при решении вопроса о необходимости применения в отношении кредитной организации иных мер по предупреждению банкротства. В отношении типовых мер по предупреждению банкротства законодательно зафиксирован порог абсолютного снижения собственных средств в размере 20 %, применительно к введению временной администрации эта цифра установлена на уровне 30 %.

Таким образом, данное основание носит более жесткий характер по сравнению со схожим основанием для реализации типовых мер по предупреждению банкротства. Такая дифференциация подходов объясняется спецификой введения временной администрации как меры по предупреждению банкротства. Введение временной администрации – мера императивная, принудительная. Она не оставляет пространства для административных маневров исполнительных органов самой кредитной организации. Отсюда необходимость более строгого, квалифицированного подхода в отношении критериев введения временной администрации.

3. Кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 %.

В основу данного критерия положена категория ликвидности. Содержание понятия ликвидности сформулировано в инструктивных требованиях Центрального банка РФ. Под ликвидностью банка понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств. В целях контроля за состоянием ликвидности банка устанавливаются нормативы ликвидности (мгновенной, текущей, долгосрочной и общей, а также по операциям с драгоценными металлами), которые определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов и пассивов, других факторов. Норматив текущей ликвидности банка определяется как отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней.

Несоблюдение нормативов ликвидности универсально применяется как основание для реализации всех видов мер по предупреждению банкротства. Так, для введения временной администрации должно быть зафиксировано нарушение кредитной организацией этого норматива за последний месяц более чем на 20 %, в то время как показателем к реализации мер по финансовому оздоровлению является подобное нарушение норматива более чем на 10 %.

4. Кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок.

Неисполнение указанных требований со стороны кредитной организации в установленные сроки предполагает, что Центральный банк РФ, руководствуясь указанным основанием, принимает решение о введении временной администрации по управлению кредитной организацией.

5. Наличие оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, определенных в ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в частности:

  • установление недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;
  • задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
  • установление фактов существенной недостоверности отчетных данных;
  • задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
  • осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;
  • неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • неоднократное в течение одного года нарушения требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом;
  • неоднократное в течение одного года виновное неисполнение содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
  • наличие ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности временной администрации имеются основания для ее назначения;
  • неоднократное непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях;
  • неисполнение кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, а также неустранение нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • неоднократное нарушение в течение одного года требований Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом.

6. Комитетом банковского надзора Банка России утвержден план участия Агентства по страхованию вкладов в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.

Порядок введения временной администрации. В соответствии с Законом временная администрация как специальный орган по управлению кредитной организацией назначается Банком России на срок не более шести месяцев в порядке, установленном указанным законом, а также нормативными актами Банка России. Специальный характер выражается в порядке ее введения, составе ее членов и компетенции.

В соответствии с Положением о временной администрации по управлению кредитной организацией, утвержденным Банком России 09.11.2005 № 279-П, решение о назначении временной администрации принимается Комитетом банковского надзора Банка России или Председателем Банка России по ходатайству территориального учреждения Банка России по месту нахождения кредитной организации и (или) Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.

Установлено, что приказ о назначении временной администрации должен содержать определенный перечень сведений, отсутствие которых, по-видимому, позволяет ставить вопрос о недействительности самого приказа. В указанном Положении называются следующие обязательные реквизиты приказа Центрального банка РФ о назначении временной администрации:

  • полное фирменное и сокращенное фирменное наименования кредитной организации, регистрационный номер, дата регистрации, место нахождения кредитной организации;
  • наименование федерального закона и ссылку на статью (пункт, подпункт), на основании которой принято решение о назначении временной администрации;
  • указание срока действия временной администрации;
  • сведения о составе временной администрации (руководителе временной администрации, заместителе руководителя временной администрации (при необходимости) и членах временной администрации с указанием их фамилий, имен, отчеств и занимаемых должностей);
  • перечень главных задач и функций, возложенных на временную администрацию;
  • перечень полномочий временной администрации и указание на ограничение или приостановление полномочий исполнительных органов кредитной организации;
  • положение об уведомлении Банком России банков-корреспондентов (в том числе нерезидентов) о назначении временной администрации;
  • положения о включении указанного приказа Банка России в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее следующего рабочего дня с даты его принятия и об опубликовании указанного приказа Банка России в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней с даты его принятия.

Применительно к банкротству кредитных организаций вопрос о необходимости введения временной администрации полностью зависит от воли Центрального банка РФ.

Одним из оснований необходимости введения временной администрации является отзыв у кредитной организации лицензии на выполнение банковских операций. Бесспорно, отзыв у кредитной организации лицензии должен сопровождаться немедленным введением в такую кредитную организацию временной администрации для обеспечения сохранности активов кредитной организации и проведения взвешенной политики управления в целях защиты интересов ее кредиторов. Это связано с возможностью использования в отношении кредитной организации такого инструмента, как мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Похожие статьи

Рассчитать стоимость