Структура банковских институтов в 1995–96 годах

По итогам многих дискуссий определилась концепция двухъярусной банковской системы, организуемой по образцу западных стран с развитой экономикой.

Верхний, или первый, ярус в такой системе представлен независимым национальным банком, равным по своему статусу Центральному банку (ЦБ).

ЦБ:

  • разрабатывает и реализовывает на практике эмиссионную и денежно-кредитную политику;
  • выполняет функции банковского обслуживания предприятий и организаций;
  • выполняет роль банка всех банков.

ЦБ действует только в рамках специального закона о ЦБ.

На нижнем, или втором, уровне функционируют банки и небанковские кредитные организации и финансовые институты (ФИ), которые организовываются и функционируют по типу универсальных немецких КО. Отношения между КО и ЦБ определяются тем, что ЦБ регулирует функции банков на основе:

  • единых правил банковской деятельности;
  • денежно-кредитных нормативов и регуляторов.

Деятельность КО регулируется специальным законом о банках и банковской деятельности.

В ходе формирования банковской системы рыночного типа прежде всего реформированию был подвергнут Национальный банк путем:

  • придания ему статуса ЦБ;
  • освобождения от несвойственных ему функций;
  • утверждения его независимости по отношению к правительству.

Из состава Национального банка были выведены подразделения по обслуживанию субъектов хозяйства и населения, которым был придан статус самостоятельных КО. Им были переданы необходимая собственность, активы-пассивы, сеть отделений и клиентура.

Параллельно проводилась либерализация банковского дела. Мягкие условия лицензирования, благоприятная конъюнктура на рынках банковских услуг, социальная и государственная поддержка на первых порах способствовали буму банковской деятельности. Стремительно формировались и начинали функционировать все новые и новые негосударственные и смешанные финансовые и банковские институты, увеличивался приток иностранного банковского капитала, развивались денежно-кредитные и финансовые рынки. Происходило накопление и централизация банковского капитала, реструктуризация долгов, приватизация государственной собственности. Налаживались и укреплялись связи с международными рынками банковских услуг. К 1996 году в каждой из стран ЦВЕ сформировалась структура банковских институтов.

В Венгрии определились несколько групп институтов.

Первая группа – 6 крупнейших банков, на долю которых приходилось 72 % рынка банковских услуг. Их клиентуру составляли в основном венгерские предприятия, мелкие предприниматели и население. На 1995 год в этих банках преобладала государственная собственность. Но затем «Будапешт-банк» целиком и «Венгерский банк» главным образом были приватизированы представителями иностранного капитала. Шла подготовка к приватизации «Венгерского кредитного банка» и «Банка внешней торговли». В государственной собственности остались в основном «Государственный сберегательный банк» и «Пошта банк». Доля иностранных компаний в капитале этой группы банков не являлась в то время решающей.

Вторую группу составляли 22 средних и мелких банка, находившихся на 50 % и более в собственности иностранного капитала. На их долю к началу 1995 года приходилось 18 % венгерского рынка банковских услуг. Основной предмет их деятельности – менее рисковые, но прибыльные финансовые операции, включая размещение средств на межбанковском рынке, валютные сделки, краткосрочное кредитование предприятий.

В третью группу банков входили 16 малых и средних финансовых институтов, доля иностранного участия в капитале которых не превышала 50 %. Венгерское участие в капитале этих банков было представлено как государственной, так и частной собственностью. На эту группу приходилось 10 % венгерского рынка банковских услуг в самых различных их сферах без какой-либо четко выраженной специализации.

Четвертая группа была представлена 251 сберегательным и 4 кредитными кооперативами, которыми было учреждено свое акционерное общество – АО «Сбербанк», выполняющее функции банка, а также расчетного и организационного центра кооперативов. Кредитные кооперативы могут выполнять почти любые виды денежно-кредитного обслуживания населения, местных предпринимателей и органов власти на принципах конкуренции. Сфера их деятельности – банковское обслуживание населения и мелких предпринимателей в провинции и на селе. Вместе с тем допускается и их участие на рынках банковских услуг по всей стране, включая областные города и столицу. В целом доля кооперативов на рынке банковского продукта держалась в 1990-е годы стабильно на уровне 6–8 %.

Организационная структура банковского сектора в Венгрии включала и многие другие учреждения. Можно отметить, в частности, такие из них, как независимые от ЦБ: государственное АО «Инвестиционный банк» (управление государственными коммерческими банками (КБ) с высокой долей проблемных активов): АО с участием государства и КБ «Корпорация по кредитным гарантиям» (гарантии по всем видам кредитов для предпринимателей, зачеты взаимных требований); Государственная корпорация по гарантиям экспорта (страхование экспортных рисков, кредитование экспорта за счет ре-финансовых средств ЦБ); Гарантийный фонд для мелкого бизнеса; Государственный фонд страхования вкладов (ГФСВ); Фонд страхования вкладов сберегательных и кредитных кооперативов.

Эти особенности институциональной структуры банковского сектора Венгрии были свойственны и другим странам ЦВЕ. В частности, выделяются схожие группы банков, по существу, занимающие монопольное положение небольшого числа (5–6) крупнейших из них, банки с преобладанием государственной и иностранной собственности на их капитал и активы, большое число мелких и средних банков, в том числе не вполне жизнеспособных. Для ряда стран характерно и дальнейшее развертывание институциональной структуры банковского сектора, особенно за счет учреждения фондов страхования банковских услуг.

Похожие статьи

Рассчитать стоимость