Понятие функций, их значение и содержание в менеджменте

В производственно-хозяйственной практике нередко встречаются выражения: специалист хорошо выполняет свои функции, специалист не справляется с выполнением должностных обязанностей, отдел кадров выполняет функции (разработка текущих и перспективных планов комплектования предприятия кадрами, изучение деловых качеств специалистов предприятия с целью подбора кадров на замещение вакантных должностей руководителей, выдача справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников и т. д.).

Получается, что определенные функции выполняет и специалист, и отдел. Кроме того, в одном случае работник аппарата управления выполняет функции, а в другом – должностные обязанности. С чем это связано? Для того чтобы разобраться в этой ситуации, рассмотрим понятийный аппарат изучаемой категории.

Прежде чем перейти к понятию функции управления, рассмотрим понятие функции вообще. “Функция” (от лат. functio – исполнение, осуществление) имеет ряд значений:

  • деятельность, обязанность, работа;
  • работа, производимая органом, организмом (функция печени, слюнной железы);
  • обязанность, круг деятельности (должностные обязанности экономиста по труду);
  • назначение, роль того или иного элемента конструкции (функция шасси самолета, коробки перемены передач автомобиля);
  • роль, которую выполняет определенный социальный институт по отношению к целому (функция государства, семьи в обществе);
  • зависимая переменная величина (в математике, физике).

Из рассмотрения понятия функции вытекает, что любую работу, выполняемую отдельным работником или подразделением, можно назвать функцией вполне обоснованно.

Но в силу установившихся норм и правил при оформлении организационных документов (положений о подразделениях и должностных инструкций работников) принято перечень работ, выполняемых подразделением, называть функциями, а перечень работ, выполняемых работником, – должностными обязанностями.

В последнем случае подчеркивается наделение должностного лица кругом обязанностей, за выполнение которых работник несет ответственность, поскольку должностная инструкция определяет правовой статус работника. Теперь о функции управления как об особенной изучаемой категории, общее понятие которой нами уже дано. Остается только подчеркнуть специфику управленческого труда, где реализуются функции управления.

Функция управления – вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Все функции, выполняемые работниками предприятия, подразделяются на две группы :

Функции управления выполняются в управляющей системе, а функции производства – в управляемой системе. Функция управления отвечает на вопрос, кто что делает или должен делать в системе управления производством. Функции производства – это деятельность производственного персонала по производству продукции и услуг.

В теории управления производством вопрос о функциях управления является одним из центральных. Он раскрывает сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления. Возникновение функций управления – результат дифференциации целенаправленных воздействий, разделения и специализации труда в сфере управления. Содержание управления связано с содержанием производства, определяется им и вытекает из него.

Функция управления производством как категория науки управления является одной из форм реализации отношений управления. Функция управления занимает ключевое место среди основных категорий науки управления. Это говорит о том, что разработку структуры, применение методов и средств управления, подбор и расстановку кадров и т. п. следует осуществлять с учетом состава и содержания функций управления и эффективности их реализации, т. е. применение большинства категорий управления предполагает увязку их с функциями управления.

Похожие статьи

Рассчитать стоимость