Формирование состава функций для реализации поставленных целей

Функция управления – особый вид деятельности, выражающий направления целенаправленного воздействия на управляемый объект. Существуют два направления реализации функции управления: формирование управляющей системы и воздействие на управляемую систему .

Эти два направления находятся в постоянной связи и взаимодействии, их единство характеризует устойчивость и соотносительность процесса производства и процесса управления.

Объектом управления может служить любая специфическая совместная производственно-хозяйственная деятельность. Но так как виды деятельности в отдельной производственной системе многообразны, а их число велико, то в качестве объекта управления целесообразно выделять только структурно обособленные производственные звенья. Объект управления представляет собой структурно обособленное производственное звено, осуществляющее одну из стадий или часть стадии производственно хозяйственного процесса и являющееся приемником целенаправленного управляющего воздействия.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия может быть подразделена на три стадии и восемь этапов (объектов):

1. Подготовительная стадия содержит три этапа (объекта):

  •  научно-техническую подготовку производства;
  •  экономическую подготовку производства;
  •  социальную подготовку производства;

2. Производственная стадия содержит три этапа (объекта):

  •  основное производство;
  •  вспомогательное производство;
  • обслуживающее производство.

3. Заключительная стадия содержит два этапа (объекта):

  • реализацию продукции;
  • финансовую деятельность.

Этапы производственно хозяйственной деятельности структурно обособляются и представляют собой объекты управления. В свою очередь, каждый из этапов может распадаться на более мелкие структурно обособленные объекты управления в соответствии с различными уровнями системы управления.

Например, на этапе научно-технической подготовки производства можно выделить следующие объекты управления:

  • научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;
  • разработку технологии изготовления изделий;
  • опытное производство.

Рассмотрим более подробную классификацию функций управления. Все функции управления делятся на три группы :

К общим (основным) функциям правления относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • руководство;
  •  мотивация;
  • контроль.

В литературе по вопросам управления нет единой классификации общих (основных) функций управления. Различные авторы по-разному называют эти функции и насчитывают их от четырех до семи. Так, функцию “руководство” называют координированием и регулированием, а функцию “мотивация – стимулированием. Кроме того, к общим функциям нередко относят учет и анализ. Но учет, как мы далее убедимся, есть конкретная функция, а анализ – один из методов исследования экономических процессов. Все пять общих (основных) функций управления располагаются в логической последовательнсти. Общие функции управления выполняют руководители управленческих подразделений (отделов, служб) вместе с подчиненными им специалистами, а также руководители производственных подразделений со своими штабами. Иными словами, все без исключения руководители и управленческие подразделения выполняют общие (основные) функции управления.

Содержание конкретных функций управления на различных предприятиях отражает специфику производства (тип, сложность производства и продукции, специализацию, масштабы и т. п.). Каждая конкретная функция тесно связана с выделенным объектом управления. Поэтому установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций управления, соответствующих каждому выделенному объекту управления.

Конкретные функции и наделяемые ими органы управления образуются по следующей логической цепочке .

Конкретных функций управления на предприятии будет столько, сколько окажется сфер (видов) производственно-хозяйственной деятельности, которые служат объектами управления. Для управления той или иной сферой деятельности создается орган управления (отдел, служба, бюро). Формулирование конкретной функции управления начинается со слова “управление”.

К конкретным функциям управления относятся:

  • управление научно технической подготовкой производства;
  • управление основным производством;
  • управление вспомогательным и обслуживающим производством;
  • управление качеством продукции;
  • управление трудом и заработной платой;
  • управление кадрами;
  • управление материально-техническим снабжением;
  • управление финансами и кредитом;
  • управление сбытом продукции;
  • управление капитальным строительством;
  • управление социальным развитием коллектива.

Конкретной функцией наделяется орган управления (бухгалтерия, отдел кадров, финансовый отдел, планово-экономический отдел и т. д.), коллектив которого и занят выполнением данной функции наряду с участием в выполнении всех пяти общих (основных) функций управления. Каждая конкретная функция на предприятии является комплексной по содержанию и включает в свой состав пять общих функции управления (планирование, организацию, руководство, мотивацию и контроль) для осуществления воздействия на организационно обособленные объекты управления.

Носителем общих (основных) функций управления является вся управляющая система, а носителем конкретных (специфических) функций управления – части (отделы, службы) управляющей системы.

Функции звеньев (отделов, служб) управляющей системы, выделенные относительно конкретных объектов управления (сфер деятельности), представляют содержание конкретных функций, а выделенные относительно всей управляющей системы – содержание общих функций. Таким образом, управление любым из выделенных объектов складывается из общих и конкретных функций.

Специальные функции управления – это подфункции (части) конкретных функций управления. Каждая конкретная функция обладает способностью расчленяться на составляющие.

Из всех составляющих конкретной функции управления нас пока будет интересовать только подфункция (или отдельная работа).

Например, конкретную функцию “Управление учетом и отчетностью” можно расчленить на следующие подфункции:

  • учет предметов труда;
  • учет основных фондов;
  •  учет оборотных средств;
  • учет заработной платы;
  • расчеты с работниками.

Подфункции конкретной функции (специальные функции) представляют собой отдельные участки работ, характеризующие разделение труда внутри управленческого подразделения. Специальные функции выполняют специалисты и технические исполнители в каждом подразделении управляющей системы.

Все общие (основные) функции взаимно проникают друг в друга. Так, например, планирование организуется, мотивируется, контролируется, осуществляется руководство им. Организация планируется, мотивируется, контролируется и т. д.

В состав каждой конкретной функции включаются все общие функции. Получается, что в любом управленческом подразделении выполняются все три группы функций управления (общие, конкретные и специальные), которые тесно связаны между собой, взаимодействуют во времени и пространстве и образуют комплекс видов деятельности, осуществляемых субъектом управления при воздействии на объект управления. Совокупность всех функций управления, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в управляющей системе, формирует содержание процесса управления.

Каждая конкретная функция, выполняемая тем или иным управленческим подразделением, включает в свой состав все общие (основные) функции управления. Этот принципиальный момент следует учитывать при регламентации и анализе управленческих работ, а также построении организационной структуры и формировании процесса управления. Все перечисленные функции управления “работают в одной упряжке”, готовя управляющее воздействие, направленное на определенный объект управления. В подготовке управляющего воздействия принимают участие многие управленческие подразделения на различных уровнях управления, выполняющие при этом все группы функций управления.

Управленческий труд, как и труд по производству продукции и услуг, должен быть организован на научной основе. Только при таком условии может быть обеспечена рентабельность предприятия и его конкурентоспособность. Важнейшим принципом научной организации труда по управлению производством является регламентация функций управления.

Принцип регламентации означает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций, нормативов, основанных не на произволе, лиц, наделенных властью, а на объективных закономерностях, присущих научной организации труда.

Труд любого работника аппарата управления (служащего) состоит из функций, работ и операций и речь должна идти о регламентации такого труда по трем направлениям (объектам регламентации), которыми являются:

  • содержание;
  • результаты;
  • затраты труда.

Регламентация содержания труда призвана решить следующие задачи:

  • определить перечень функций, работ и операций, которые должны быть возложены на служащих в соответствии с целями и задачами предприятия;
  • определить содержание, объем, периодичность и формы информации, необходимой для выполнения служащими возложенных на них функций, работ и операций;
  • установить конкретные должностные обязанности каждого работника по выполнению определенных функций, работ и операций исходя из требований рационального разделения труда и использования квалификации работников с закреплением в должностных инструкциях.

Регламентация результатов труда позволяет решить следующие основные задачи:

  • установить перечень показателей, характеризующих важнейшие результаты деятельности служащих предприятия в целом и каждого структурного подразделения, исходя из главного критерия – степени влияния рассматриваемых частных результатов на реализацию конечных целей организации;
  • установить порядок количественной оценки каждого показателя, характеризующего результаты коллективного и индивидуального труда служащих;
  • создать основу объективной оценки итогов работы служащих, развития их творческой активности, определения вклада каждого коллектива и работника в достижение общих результатов деятельности предприятия.

Регламентация затрат труда имеет целью установить нормы количества и качества труда, необходимого для выполнения возложенных на служащих функций, работ и операций, а также для достижения требуемых результатов. Эта регламентация основана на создании и использовании типовых и разработанных на их основе норм времени, норм обслуживания, нормативов численности, а также квалификационных справочников и других нормативных материалов по управленческому труду.

На основе трудоемкости выполняемых в подразделении функций, работ и операций за определенный период можно рассчитать требуемую численность управленческого персонала.

Похожие статьи

Рассчитать стоимость