Долговые ценные бумаги. Облигации

Долговые ценные бумаги удостоверяют отношения займа между инвестором (кредитором) и эмитентом (должником или заемщиком). Эти отношения включаются в понятие «секьюритизация» – трансформация долговых обязательств в ценные бумаги с целью их свободного обращения на рынке.

К долговым ценным бумагам относятся облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты.

Среди всех ценных бумаг, обращающихся как на национальных, так и на международных рынках, наибольший объем составляют облигации.

Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству РФ.

В зависимости от эмитента облигации делятся на государственные и корпоративные.

Государственные облигации в свою очередь делятся:

  • на ценные бумаги федерального правительства;
  • муниципальные ценные бумаги;
  • ценные бумаги государственных учреждений;
  • ценные бумаги, которым придан статус государственных.

Корпоративные облигации классифицируются в порядке уменьшения ранга, т. е. приоритетности выплаты процентов и основной суммы долга:

  • обеспеченные, или ипотечные, облигации могут быть выпущены компанией только в том случае, если у нее есть какие-то конкретные высококачественные активы. Обычно это только земля или здания, но может быть и другое имущество, которое может использоваться в качестве фиксированного залога по облигации и которое компания планирует использовать в течение длительного периода (например, 10–25 лет);
  • облигации, которые не имеют фиксированного залога, могут обеспечиваться плавающим залогом. Обеспечением могут быть материальные или нематериальные активы, включая торговые марки и долгосрочные контракты, или гарантии третьих лиц;
  • необеспеченные облигации будут выпускаться только в тех случаях, когда компания имеет активы (или будет их иметь в результате получения займа), достаточные для погашения основной суммы займа. Кредиторы потребуют от компании наличия сильного баланса и счета резервов по текущим доходам, которые могли бы содействовать погашению займа. Этот вид соответствует еще более низкому уровню качества и поэтому представляет более серьезный риск для инвесторов. Следовательно, заемщик должен ожидать, что ему придется заплатить более высокую процентную ставку, чем по предыдущим видам облигаций.

Существует простой ориентир для инвесторов для сопоставления корпоративных облигаций – это сравнение их с государственными облигациями с теми же сроками погашения.

Облигации классифицируются по сфере обращения на национальные и зарубежные (например, еврооблигации).

Внутренний выпуск облигаций осуществляется инвестором, являющимся резидентом страны выпуска, проводится в валюте этой страны и, как правило, размещается в стране выпуска.

Внутренний выпуск может быть размещен в иностранном государстве, но в валюте страны эмитента. Напротив, еврооблигации выпускаются в валюте, отличной от валюты страны, резидентом которой является эмитент, и облигации будут размещаться среди международных инвесторов из разных стран.

Название «евро» возникло только благодаря месту расположения двух ведущих клирингово-расчетных палат (EUROCLEAR расположена в Бельгии, а CEDEL – в Люксембурге), занимающихся этими выпусками, но это не значит, что они ограничены только европейскими инвесторами и эмитентами. Расчеты и клиринг по большинству еврооблигаций осуществляются этими организациями.

Большинство облигаций выпускается в долларах США. Причина состоит в том, что в США находятся крупнейшие международные инвесторы, вторая крупная группа инвесторов, находящаяся в Японии, всегда готова работать с основными мировыми валютами.

Для международных инвесторов доходы по еврооблигациям приближаются к показателям, присущим внутренним международным рынкам с самой низкой доходностью, т. е. Японии или США. Несмотря на то что эмитент будет сталкиваться с валютным риском по своим заимствованиям, это позволяет ему привлекать средства по более низким ставкам, чем в целом на внутреннем рынке.

По возможности конвертации облигации подразделяются на неконвертируемые и конвертируемые. Конвертируемую облигацию можно рассматривать как обычную облигацию с бесплатной возможностью ее замены на заранее определенное количество акций (в случае с корпоративными облигациями) или на эквивалентное количество других облигаций (в случае с государственными облигациями). Следует заметить, что это право или возможность не могут быть использованы эмитентом, и конвертация может быть произведена эмитентом только по просьбе владельца облигации.

По срокам заимствования облигации классифицируются:

  • на краткосрочные, выпускаемые на срок до одного года;
  • среднесрочные, со сроком обращения от одного года до 5—10 лет;
  • долгосрочные, со сроком обращения от 10–15 до 30 лет;
  • бессрочные, не имеющие конкретной даты погашения, но у эмитента есть право выкупить эти облигации и соответственно погасить выпуск.

Кредиторы ожидают не только возврата средств, но также и платы за использование своих денег, поэтому облигации классифицируются по видам процентов:

  • дисконтирование – заемщик включает все начисляемые на заимствование проценты и выплачивает вместе с основной суммой долга. Соответственно первоначальная сумма, предоставляемая в кредит эмитенту, будет меньше той суммы, которую он выплачивает в конце срока. Традиционно этот метод применяется практически для всех краткосрочных бумаг, но в последние годы он также стал популярен для более долгосрочных инструментов;
  • купонные платежи – заемщик устанавливает фиксированную годовую процентную ставку (купон), который выплачивается кредиторам либо раз в год, либо раз в полгода. В этом случае та сумма, которую эмитент заимствует в начале периода, будет равняться той сумме, которую он выплатит в конце периода;
  • индексация – номинальная стоимость облигации возрастает, например на индекс инфляции.

Похожие статьи

Рассчитать стоимость